Доступная среда-многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Иными словами, это комплекс мер, поддерживаемый федеральными и региональными органами власти и направленный на реабилитацию и абилитацию (лечебно-педагогические действия по отношению к ограниченным людям или лицам с подорванной психикой с целью создания для них смысла жизни и иных оптимистических взглядов) инвалидов и других граждан, ведущих малоподвижный образ деятельности.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обследование детей ПМПК осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей). Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Нормативно – правовая база по обеспечению условий доступности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
— Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Доступная среда
1. Нормативные документы
Сведения о курсах повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ
Наличие детей с ОВЗ, детей-инвалидов в группе компенсирующей направленности
В ДОУ воспитываются 18 детей с ОВЗ (нарушение речи), которые посещают группы компенсирующей направленности согласно возрасту и получают логопедическую помощь в данной группе.
Среди воспитанников ДОУ 1 ребенок-инвалид.
Обеспечение доступа в здание ДОУ детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Согласно приказа Министерства образования от 18 августа 2016 г. №1309 в образовательной организации целенаправленно и планомерно проводится комплекс мероприятий по обеспечению доступа в здание ДОУ детей-инвалидов и детей с ОВЗ: приказом по учреждению определены ответственные должностные лица за организацию работы по обеспечению условий доступности, организовывается консультации специалистов, работающих с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, а также сотрудников, задействованных по вопросам, связанным с обеспечением доступности.
По состоянию на 1 сентября 2023 года выполнен следующий перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных показателей доступности:
- содействие ребенку-инвалиду при входе в ДОУ и выходе из него,
- адаптация официального сайта ДОУ для лиц с нарушениями зрения (версия для слабовидящих),
- наличие парковочного места для инвалидов
Паспорт доступности для инвалидов объектом и предоставляемых на нем услуг
Условия питания https://gel-ds-8.ru/organizacija-pitanija-v-obrazovatelnoj-organizacii/
Условия обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
Коррекционно-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам оказывают учителя-логопеды, педагог-психолог, воспитатели групп и специалисты, организуя как фронтальные, подгрупповые, так и индивидуальные формы работы.
Для коррекции нарушений развития детей с ОВЗ разработана специальная адаптированная образовательная программа, в основе федеральной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (ФАОП ДО) с учетом особенностей психофизического и речевого развития детей, их индивидуальных возможностей.
В детском саду функционирует ППк, целью которого является психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательном процессе: усвоение соответствующих общеобразовательных программ, коррекция отклонений в развитии, социальная адаптация, психологическое развитие воспитанников в специально созданных в образовательном учреждении психолого-педагогических условиях.
Условия охраны здоровья воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском. Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется медицинской сестрой. Медицинский блок состоит из медицинского и процедурного кабинета. Медицинский кабинет оснащен оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.4.3648–20, имеется достаточное количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи, здесь же происходит осмотр детей. В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
- проведение профилактических осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
- осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Согласно СанПиН от 2.4.1.3049-13 разрабатывается режим дня детей в ДОУ с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна. составляется расписание непосредственно образовательной деятельности для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях. В детском саду проводятся: утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры. Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.
Здание детского сада оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности; входы оборудованы пандусами и поручнями, ширина входных дверей не менее 1 метра.
На площадке перед ДОУ есть автостоянка для инвалидов.